Анализ разработан в рамках Регионального проекта «Устойчивость сервисов для ключевых групп в регионе Восточной Европы и Центральной Азии» (SoS_project 2.0), реализуемого консорциумом организаций под руководством Альянса общественного здоровья в партнерстве с БО «100% жизни» при финансовой поддержке Глобального фонда.
Отчет включает в себя анализ системы закупок и обеспечения экспресс-тестами (по состоянию на момент исследования в разрезе источников финансирования – государственное/донорское обеспечение), анализ структуры закупок экспресс-тестов в 2021-2022 годах, анализ информации о перебоях в предоставлении экспресс-тестов или об отсутствии экспресс-тестов в стране на основании открытых источников, проекты, которые реализуются в стране в сфере обеспечения экспресс-тестами, а также основные выводы и рекомендации.
В 2022 году в Кыргызстане объем тестируемых лиц увеличился и составил 720 570 лиц, тогда как в 2021 году было протестировано 595 143 человека. Авторы отчета связывают данное увеличение охвата с расширением экспресс-тестирования среди ТГЛ и осужденных.
Основная потребность в экспресс-тестах покрывается за счет средств гранта Глобального фонда и Республиканского бюджета. В рамках проведения данного анализа сравнивалась стоимость экспресс-тестов в закупках ПРООН, Юнисеф и рекомендациях Глобального фонда. В результате сравнения стоимость экспресс-тестов в закупках ПРООН на 17–24% выше стоимости, которая предлагается на официальном сайте Юнисеф или в рекомендациях Глобального фонда. При этом закупки в рамках гранта Глобального фонда осуществляются напрямую у производителей (согласно информации, предоставленной в ответах на официальные запросы).
С середины 2021 года в Кыргызстане практически не подаются досье на регистрацию новых экспресс-тестов, в связи с тем, что регистрация экспресс-тестов, как и других медицинских изделий, производится в соответствии с правилами регистрации медицинских изделий ЕАЭС. Таким образом, рынок экспресс-тестов не расширяется.
В период с июля по сентябрь 2022 года, в сервисную организацию не были своевременно поставлены экспресс-тесты для диагностики ВИЧ, в связи с чем услуги по тестированию КГН не предоставлялись. При поставке экспресс-тестов, к организации со стороны ПРООН было заявлено требование о необходимости выполнения индикаторов по тестированию за прошедший квартал (июль – сентябрь).
Авторы отчета выделяют следующие рекомендации:
- Продолжение мероприятий по проведению тестирования среди общего населения (проведение акций, кампаний) и популяризация тестирования в социальных сетях и на информационных площадках.
- Проведение переговоров с фармацевтическими компаниями о вводе экспресс-тестов по слюне в розничную продажу и определение максимального порога стоимости тест-систем для их доступности.
- Способствовать расширению рынка поставщиков экспресс-тестов путем проведения переговоров с фармацевтическими компаниями.
- Сохранение национальных правил регистрации по упрощенной процедуре в рамках законодательства ЕАЭС.
- Проведение регулярного мониторинга стоимости экспресс-тестов на международном рынке и проведение переговоров с производителями о снижении стоимости экспресс-тестов.
- Увеличение буферного запаса экспресс-тестов на случай неожиданных логистических проблем.